00:18 Символика в пьесе Теннесси Уильямса «Стеклянный зверинец» |
Рассматриваются символические образы, присутствующие в пьесе Теннесси Уильямса «Стеклянный зверинец». В работе анализируются символическое название, предметы-символы, символические цвета, явления природы, жесты и прозвища главных героев. Образы-символы тесно связаны с концепцией пластического театра. Ключевые слова: Теннесси Уильямс, пластический театр, пьеса- воспоминание, символика, символ. Теннесси Уильямс (1911-1983) - знаменитый американский драматург, автор концепции пластического театра. Среди наиболее значимых произведений драматурга можно назвать пьесу- воспоминание «Стеклянный зверинец», написанную в 1944 году. В пьесе «Стеклянный зверинец» широко используется символика. В ходе исследования мы обнаружили символическое название, предметы-символы, символические цвета, символические явления природы, символические имена, прозвища, жесты. Название пьесы как символ. Название пьесы «Стеклянный зверинец» носит символический характер: стекло - символ прозрачности, хрупкости, непостоянства мира, в котором живут главные герои. Кроме того, это - символ их тонкой душевной организации, впечатлительности, ранимости, «хрупкости». Зверинец является символом тесных отношений Уингфилдов: героям приходится сосуществовать друг с другом, делить своеобразную клетку - квартиру, затерянную на одной из улиц Сент-Луиса. Возможно, слово «зверинец», употребленное в названии, свидетельствует о замкнутости мира главных героев, его обособленности от реальной жизни. Слово «зверинец» имеет и другие значения: это - дискомфорт, ощущение несвободы главных героев. Предметы-символы. Предметный мир в этой пьесе наполнен разными символами. Квартира Уингфилдов находится рядом с пожарным ходом. Лестница - символ стремления убежать из этого тесного мира, как можно скорее покинуть его. Пожарные лестницы обычно используют при пожаре, во время эвакуации, то есть душевное состояние героев можно определить как «пожар» - нравственные метания, страх, неуверенность в своем будущем. Коллекция стеклянных фигурок животных, о которой так бережно забоится Лаура Уингфилд, - тоже важный предмет- символ. Эта коллекция является единственным утешением в одинокой жизни девушки. Героиня постоянно протирает фигурки, любуется их блеском при свете. Проводя время в окружении лишь молчаливых стеклянных зверей, Лаура и сама становится подобной им фигуркой из стекла: она мало разговаривает, замыкается в себе, создает вокруг себя стекляннуюклетку. Но, с другой стороны, именно этот человек, имеющий физический недостаток, становится носителем положительных качеств. Физическая неполноценность девушки не означает ее духовную неполноценность. С образом Лауры связана фигурка единорога - одна из старейших в ее коллекции. Этот стеклянный единорог очень дорог девушке, ему приходится жить в обществе чуждых ему стеклянных лошадей. Однако, по словам героини, он не жалуется на подобное соседство. Этот единорог символизирует саму Лауру Уингфилд. Почти незаметный физический недостаток, подобный рогу единорога, делает девушку замкнутой, мнительной и зависимой от мнения окружающих людей. Стекло в этой пьесе Теннесси Уильямса является символом душевной прозрачности, хрупкости, ранимости, неприспособленности к холодному и жестокому реальному миру главных героев. Навеки распрощавшись с отчим домом, Том не может забыть своих родных. Приехав в чужой город, он гуляет по улицам и видит стеклянные витрины магазинов, на которых стоят стеклянные флаконы с духами. Герой вспоминает свою сестру. В каждом предмете, сделанном из тонкого стекла, которое столь легко разбить, Уингфилд видит лицо сестры. Витрины, флаконы заставляют его вспоминать о том прозрачном стеклянном мире, который он покинул, о слишком ранимой и хрупкой Лауре, наивной и жизнерадостной матери. Стекло для Тома - это хрупкий мостик, который связывает его с родными, символ их тонких, будто хрустальных, взаимоотношений. Стекло - память героя. «Или бредешь по чужому городу ночью, один... Проходишь освещенную витрину парфюмерного магазина. На витрине - стекло, крошечные, блестящие капельки нежнейших расцветок, как осколки разбитой вдребезги радуги. И вдруг словно сестра коснется моего плеча. Я поворачиваюсь, смотрю ей в глаза... О, Лаура, я хотел уйти от тебя и не могу! Я не знал, что так предан тебе, и потому не могу предать» [2, с. 117]. Символические цвета. В пьесе также можно обнаружить символические цвета. В драме преобладают светлые тона. Так, Аманда и Лаура одеты в светлые платья, а Том - в белую рубашку. Он сообщает им о госте, который собирается их посетить, в это время на экране высвечивается надпись «Благая весть». Белый цвет - символ радости и праздника. Готовясь к торжественному приему гостя, миссис Уингфилд покупает все необходимые вещи, в том числе и новый торшер с розовым шелковым колпаком. Розовый цвет, представляющий собой смесь белого и красного, символизирует чувственность. Аманда надеется, что между молодым гостем и ее дочерью зародится симпатия, которая затем перерастет в любовь. Символические явления природы. Одним из символических природных явлений в пьесе становится гроза. Это символ внутреннего состояния Лауры. Перед приходом Джима собирается гроза. Когда О'Коннор переступает порог дома, мисс Уингфилд очень волнуется. Перемолвившись с ним несколькими фразами, она уже находится в полуобморочном состоянии. В это время за окном начинается гроза. Внезапно Лауру покидает сознание, и она падает в обморок, в тот же момент раздается раскат грома. Состояние природы соответствует внутреннему состоянию героини. В этом случае можно говорить о пейзаже души главной героини. Гроза на улице знаменует собой бурю в душе Лауры. Мисс Уингфилд, волнующаяся, стесняющаяся гостя, в которого она влюблена, не может открыть ему своих чувств. Символические имена и прозвища. Главные герои имеют прозвища, которые также носят символический характер. Так, однажды, не расслышав, что Лаура болела неврозом, Джим назвал ее Голубая роза. Синие розы не встречаются в природе, они могут быть получены только в искусственной среде путем окрашивания. Голубая роза - символ недостижимого идеала, символ необычности Лауры, ее «непохожести» на других девушек. Она, словно голубая роза, была выращена в тепличных условиях и поэтому значительно отличается от своих сверстниц. Символические жесты. Жесты героев «Стеклянного зверинца» являются символами. В первой картине читатель становится свидетелем необычного обеда: герои сидят за столом и, жестикулируя, делают вид, что едят. Уингфилды обращаются друг к другу, подносят блюда, кладут рядом с собой воображаемые столовые приборы. Вся сцена создается при помощи жестикуляции. В данном случае жесты приема пищи символизируют сам обед. Автор не хочет акцентировать внимание читателя на цвете скатерти, количестве блюд, блеске вилок и ножей, так как все это можно наблюдать в пьесе реалистического театра. Драма пластического театра не нуждается в подобном фотографическом отображении жизни, поэтому сцена обеда - это всего лишь беседа героев и их жестикуляция. После разговора с матерью о будущем Лауры Том уходит на работу. Он надевает шерстяное кашне и туго завязывает его на шее. Герой как бы затягивает на своей шее удавку: ему кажется, что невозможно будет счастливо устроить личную жизнь сестры. Кроме того, он устал от постоянных замечаний матери по поводу его продвижения по службе, от ее чрезмерной заботы. Кашне, стянутое на шее, - символ стремления убежать от этой жизни, от опеки матери. Таким образом, в пьесе Теннесси Уильямса «Стеклянный зверинец» образы-символы - важный компонент пьесы, акцентирующий внимание читателей на ведущих идеях пьесы. Список использованной литературы
Зайцева И. А. |
Категория: 3 | Просмотров: 2730 | |
Всего комментариев: 0 | |