11:30
Интерпретация телесных мотивов в поэзии Е. Сусловой: метафора «Грудной клетки»
Статья посвящена интерпретации телесных мотивов в творчестве современного поэта Евгении Сусловой. Рассматривается их положение относительно других тем и образов, используемых автором. Особое внимание уделяется образу «грудной клетки» и его значению.
Ключевые слова: современная поэзия, Е. Суслова, телесные мотивы.

Тело в поэзии долгое время было связано с чем-то земным и «низким». Оно противопоставлялось душе, которая была носителем «высокого». Между душой и телом существовало вертикальное противопоставление: тело - бренная оболочка, земное воплощение души, которая, в свою очередь, существует в сферах небесных и чистых. Телесная тема долгое время оставалась темой запретной или незначительной. В основном, входила она в поэзию через фольклор и мифологию и была связана с темами удовольствия и наслаждения жизнью. В современной поэзии тема тела встает в один ряд с темами бытия, любви, природы и прочими «вечными» темами. Она становится наиболее естественным способом поэта понять и исследовать мир.

Определенный сегмент современной поэзии, как уже было сказано выше, имеет исследовательский характер, взаимодействует с другими науками и сферами знаний, а также интерпретирует их методы изучения окружающего мира для поэтического пространства. Говоря о поэзии Евгении Сусловой, стоит отметить, что для нее важным является связь с биологией и другими естественными науками. Тело в таком случае становится материалом, служащим для исследования окружающего мира, либо самим объектом исследования. Также, учитывая, что изначально «Свод масштаба» задумывался как «модель города», то тело становится конструктором или деталью конструктора, из которого этот город строится. Телесная тема у Сусловой не существует сама по себе. В некотором смысле она является катализатором, служащим для обнаружения тем, смыслов и концептов, которые задумывались автором. Александра Цибуля, петербургский поэт и критик, в своей рецензии на «Свод масштаба» так говорит о роли телесного у Сусловой: «В книге «Свод масштаба» эротическое и ироническое сходятся и становятся делом ума... Тело переживается ритуально, тавтология выступает в роли морочащего трикстера и разрешается в болезненной афористичности. Повествование ускользает, говорящий пульсирует, обнимая точки отсутствия, сентиментальное перетекает в травматическое» [3].

Взяв за основу метафору, что тело является конструктором, можно выявить самую «распространенную» деталь этого конструктора или ту часть человеческого тела, которая встречается в «Своде масштаба» чаще всего и становится мотивом, связывающим тексты книги между собой. Регулярно у Сусловой встречается «кровь», «лоб», который «тянет» за собой «голову», «живот» и «глаз», то есть мотив зрения. Нам бы хотелось остановиться на образе грудной клетки и, соответственно, «ребрах» и «легких», а также проследить, чем вызван подобный мотив и с какими еще темами в книге он взаимодействует.

Образ клетки, заменяющей грудную клетку, часто встречался в творчестве других поэтов и художников. Например, можно вспомнить картину сюрреалиста Рене Магритта «Терапевт», на которой верхняя часть человеческого тела (голова и грудная клетка) заменена птичьей клеткой. При этом нельзя утверждать, что сюрреализм каким-либо образом влиял на поэзию Евгении Сусловой, мы можем лишь отметить, что довольно известный в культуре образ эволюционирует и начинает взаимодействовать не только с человеческим телом, но и с его разумом и окружающими пространствами.

Говоря о использовании образа клетки в поэзии, стоит обратиться к известному стихотворению Осипа Мандельштама «Образ твой, мучительный и зыбкий.», написанному в 1912 году:
«Божье имя, как большая птица,
Вылетело из моей груди!
Впереди густой туман клубится,
И пустая клетка позади...» [1].

В стихотворении Мандельштама грудная клетка также сравнивается с птичьей клеткой, но мы можем отметить такой важный для Сусловой мотив как связь тела и речи, тела и мысли. Говорить о прямом влиянии Мандельштама на поэта стоит с очень большой осторожностью, если оно и существует, то опосредовано, через творчество других поэтов, например, Геннадия Айги, изучением стихотворений которого Суслова долгое время занималась.

В книге четыре главы: «Выноска», «Веретено деления», «Спиновая сеть» и «Фигуры вращения». Грудная клетка или ее часть встречается в каждой из них. Сама Евгения Суслова говорила о том, что ее книга представляет собой некую модель или схему, по которой можно двигаться самостоятельно, от прочтения к прочтению выбирая новый маршрут. Так вот грудная клетка у нее, так или иначе, становится одним из центров этой схемы. Она взаимодействует с условно «биологической» темой - описанием процесса зарождения и репродукции человека, «исследовательской» темой - описанием неразрывной связи между мыслительным процессом и физиологическим процессом, «оптической» темой - изображением предмета на максимально близком или далеком расстоянии за счет обращения к его составляющим и «пространственной» темой - описанием взаимодействия разных пространств между собой.

Грудная клетка тянет за собой мотив «клетки» или сетки, который обозначает отсутствие свободы, ограниченное пространство, в котором что-то содержится до определенного момента. Иногда вступает в силу и мотив разрывания клетки - приобретения свободы. В некотором смысле для Сусловой рождение ребенка - это освобождение его из клетки человеческого тела, а появление на свет как разрыв сети, которая его связывала. Вместе с тем клетка несет в себе не только негативную коннотацию, иногда она становится неким охраняющим и безопасным местом, в которое временно помещено существо или предмет.
«Ты - отценосец, отец в тебе, любовь,
разносится клеткой»
Грудную клетку можно также рассматривать как каркас, защищающий жизненно важные органы. Под его защитой находится сердце, которое обеспечивает работоспособность всего человеческого организма. С «охраняющей» функцией коррелируют представления о первобытном древнем устройстве мира: ребра, составляющие грудную клетку, так же охраняют сердце, как в древности кости в составе очага сохраняли огонь. Образ очага часто встречается в «Своде масштаба». Таким образом тело и грудная клетка в частности интерпретируются как подобие небесного свода, они соотносятся с космосом и сами становятся им.

«стрелец памяти, мономысли метит в отдельно взятую (заговор [клетку])»
Через древнюю онтологию и биологию грудная клетка взаимодействует также с религиозной или, лучше сказать, мифологической темой. Ребро не только становится защитником жизни, но и может интерпретироваться как самостоятельный источник жизни, ведь первая женщина, то есть новый человек, появилась из ребра мужчины. Тогда появление новой жизни можно интерпретировать и как появление мира, а грудную клетку - как часть пространства, которое стало источником возникновения другого пространства.

Еще одной реализацией образа грудной клетки становится модель города по типу математического графа: вершины клетки - это доминанты и узловые точки города, ребра (и графа, и клетки) перегородки или границы частей города. Эта семантика (барьер, разделитель) позволяет осуществлять важнейшую для Сусловой операцию концептуализации - перехода, например, от эмоций/рецепций к мыслям, от реальности к пространству сна.
«Мысль - пропуск: сход на зарево закрытого ока распространяется через грудную решетку»

Помимо ребер, частью грудной клетки, встречающейся в «Своде масштаба», являются легкие. Через них происходит противопоставление «воздух-вода», опять-таки высокого и низкого, живого и мертвого. Суслова видит в легких источник воздуха, то есть жизни и, что важнее, мыслей и чувств. Вода для нее - это отсутствие воздуха, жажда: культурная, речевая, мыслительная. Таким образом, тело у Сусловой ассоциируется не столько с земным, сколько с «небесным», интеллектуальным пространством.

Грудная клетка и ее составляющие, а также другие части тела, встречающиеся в текстах Евгении Сусловой, могут рассматриваться и как отдельные образы, и как части одного большого телесного мотива, скрепляющего все стихотворения «Свода масштаба». В отношении современной поэзии и, отдельно, в отношении творчества Евгении Сусловой обнаружение мотивов, связующих все тексты книги, очень важно, так как заметна тенденция «мышления книгами».

Список использованной литературы
  1. Мандельштам О. Э. Полное собрание поэзии и прозы в 1 томе. М., 2015
  2. Цибуля А. URL: http://www.trans-lit.info/knigi/kraft/evgeniya- suslova-svod-masshtaba (дата обращения: 2.06.2016).
  3. СусловаЕ. Свод масштабов. М., 2014.

Е. Е. Андреянова
Категория: 3 | Просмотров: 888 | Добавил: GOD
Всего комментариев: 0