10:24 Информационные угрозы психическому развитию человека |
Каждый день человек воспринимает огромные объемы информации, который можно разместить примерно в 170 газетах. За последние 20-25 лет этот объем увеличился почти в 6 раз. Мы ищем информацию, обмениваемся ей с родственниками, с друзьями, с окружающими и даже занимаемся созданием своей собственной. Но задумывается ли человек о том, сколько в этом постоянном потоке находится фактов, которые представляют для нас какую-то ценность? Для ответа на этот вопрос стоит задуматься о том, насколько хорошо мы умеем обрабатывать информацию. Такой информационный прогресс несет за собой ряд последствий, которые можно оценить как позитивные, и как негативные. К сожалению, негативных последствий становится только больше. Человек любознателен, он готов воспринимать информацию о том или ином явление, в случае отсутствия знаний о нем. Но порой мы не можем сказать с уверенностью, что полученная нами информация является полезной или вредной, информативная или является «шумом». В худшем случае она может оказаться вредной для нас, нам требуются способы и средства контроля. Взрослый человек, в силу своего опыта и знаний, способен контролировать получаемую им информацию, делать соответствующие выводы, и если вдруг она является не нужной, то спокойной пропустит ее и возможно, тем самым избежать угрозы получения вреда, который мог в ней содержаться. Ребенок же в силу своего малого жизненного опыта и любознательности не способен адекватно подходить к вопросу «что такое хорошо и что такое плохо», а уж тем более ограничивать себя от потока информации, которая попадает к нему из всевозможных источников. За 2015 год количество звонков и писем на горячую линию психологической помощи «Дети онлайн» увеличилось в 2 раза. В основном обращения поступали от детей 7-12 лет. Реже обращения на линию поступали от возрастной категории 16-18 лет. Что же заставляет детей обращаться за помощью психолога. Попробуем перечислить основные угрозы, которые окружают современных детей, имеющих практически неограниченный доступ к любым видам информации, несущей их.
Отдельно хотелось бы рассмотреть такую угрозу, как социальные сети. Данный вид оказывает свое негативное влияние не только на детей, но и в равной степени на взрослую часть населения. По данным опроса фонда «Общественное мнение» (ФОМ), проведенного в декабре 2015 года, только 10 % детей старше 6 лет не пользуются социальными сетями. Данный факт является поводом для беспокойства [1]. В процессе взросления, у человека формируются определенные черты характера, присущие только ему, происходит становление личности. Кроме того, каждый совершенствует навыки, необходимые для полноценного существования в обществе. Поэтому, если мы хотим видеть в себе или своем ребенке здоровую и полноценную личность, то социальные сети не будут этому способствовать, а в большинстве случаев будут препятствовать. Если же брать во внимание, что социальные сети стали не только нашим инструментом для общения с родственниками из дальних уголков страны, но и большим хранилищем разнообразного контента, то без должного контроля мы его потребляем в неограниченном количестве. Это является еще одним негативным фактором, который будет играть против нас. Не говоря уже о том, что мы теряем много времени, находясь «онлайн». Конечно, если все пользуются социальными сетями, то для удовлетворения потребности в элементарном общении, человеку приходится тоже обращаться к ним. Но не стоит подходить к этому вопросу безответственно. Использование социальных сетей можно отнести к подписанию договора, выполнение которого ведет к непредсказуемым последствиям. Психологи выделяют несколько негативных последствий неконтролируемого использования социальных сетей. К ним можно отнести:
Все это лишь часть того, что угрожает нам с вами и в особенности слабой психике современных детей. В подтверждение выше перечисленных пунктов, нами был проведен небольшой эксперимент. Мы решили узнать, какое влияние оказывают социальные сети на скорость мышления у подростка. Суть данного эксперимента заключалось в том, что группе школьников из 10 человек, учащихся в 8 классе, предлагалось решить 3 математических примера, которые входили в курс математики, но имели некоторые усложнения или ошибки. На данном этапе отводилось на работу 10 мин. На следующем этапе каждому ученику предлагалось сесть за компьютер и заняться тем, что они сами захотят, в том числе и общение в социальных сетях. Этот этап имел продолжительность в 40 мин. После чего происходило повторение 1 этапа с обновленными заданиями. В результате данного исследования выяснилось, что на 1 этапе 7 из 10 учеников справились с заданиями на 100 %, 2 ученика выполнили два задания и 1 ученик справился только с одним заданием. Однако, когда были проверены результаты 3 этапа выяснилось, что из 7 учеников со всеми заданиями справилось только пятеро. Из 2 учеников, которые справлялись с двумя заданиями, 1 не справился с примерами вообще. Результаты остальных учеников так же не являются полноценными. Нельзя с уверенностью сказать, что была выявлена точная зависимость между компьютером и процессом мышления, для более наглядных результатов требуется увеличить количество участников, с разделением на несколько классов. Однако, мы считаем, что полученный результат является подтверждением того, что всемирная сеть несет в себе негативные последствия, которые влекут за собой снижение внимание у ученика, усталость и нежелание заниматься какой-либо деятельностью. Страшно представить, что будет через 5-10 лет, если уже сейчас довольной простой эксперимент приводит к таким результатам. Нельзя точно предугадать какие масштабы приобретет данная проблема, поэтому стоит уже сейчас принимать меры, по защите нас и последующих поколений от существующих опасностей. Не стоит ждать, когда сознание детей будет настолько деформированной, что, в конечном счете, мы придет к полнейшей деградации общества. Но возникает вопрос, а как, же нам защититься от этой ненужной информации? Конечно же, нужен контроль со стороны родителей. Главное, что они должны помнить: никто не защитит детей лучше вас самих. Помните, что сидя за компьютером или перед телевизором, читая журналы и даже слушая плеер, ребенок подвергается очень жесткому информационному давлению. Кто и какие установки внедряет в его сознание через потоки этой информации - предугадать трудно [3]. На основании проведенной работы, мы пришли к тому, что следует соблюдать ряд простых правил, которые позволят уменьшить возможные последствия.
Данные правила стоит соблюдать как взрослым людям, так и детям, причем во втором случае необходим контроль со стороны родителей. Не думайте, что ребенок сам может во всем разобраться, лучше действуйте сами. Разговаривайте со своими детьми о высоком и хорошем, проводите с ними больше времени, ведите себя правильно и будьте для них примером для подражания. И только тогда вы сможете защитить здоровье своего ребенка от лишних угроз. Вырастить здоровую личность сейчас становится гораздо труднее. И тем ответственнее ваша миссия как родителя. Список использованной литературы
Рассматривается негативное влияние информационных технологий на человека. В исследовании рассматривается влияние интернета на мышление человека. Ключевые слова: информационные технологии, социальные сети, информационные угрозы. Д. Г. Царелунга |
Категория: 3 | Просмотров: 1414 | |
Всего комментариев: 0 | |