10:24
Информационные угрозы психическому развитию человека
Каждый день человек воспринимает огромные объемы информации, который можно разместить примерно в 170 газетах. За последние 20-25 лет этот объем увеличился почти в 6 раз. Мы ищем информацию, обмениваемся ей с родственниками, с друзьями, с окружающими и даже занимаемся созданием своей собственной. Но задумывается ли человек о том, сколько в этом постоянном потоке находится фактов, которые представляют для нас какую-то ценность? Для ответа на этот вопрос стоит задуматься о том, насколько хорошо мы умеем обрабатывать информацию.

Такой информационный прогресс несет за собой ряд последствий, которые можно оценить как позитивные, и как негативные. К сожалению, негативных последствий становится только больше. Человек любознателен, он готов воспринимать информацию о том или ином явление, в случае отсутствия знаний о нем. Но порой мы не можем сказать с уверенностью, что полученная нами информация является полезной или вредной, информативная или является «шумом». В худшем случае она может оказаться вредной для нас, нам требуются способы и средства контроля.

Взрослый человек, в силу своего опыта и знаний, способен контролировать получаемую им информацию, делать соответствующие выводы, и если вдруг она является не нужной, то спокойной пропустит ее и возможно, тем самым избежать угрозы получения вреда, который мог в ней содержаться. Ребенок же в силу своего малого жизненного опыта и любознательности не способен адекватно подходить к вопросу «что такое хорошо и что такое плохо», а уж тем более ограничивать себя от потока информации, которая попадает к нему из всевозможных источников. За 2015 год количество звонков и писем на горячую линию психологической помощи «Дети онлайн» увеличилось в 2 раза. В основном обращения поступали от детей 7-12 лет. Реже обращения на линию поступали от возрастной категории 16-18 лет.

Что же заставляет детей обращаться за помощью психолога. Попробуем перечислить основные угрозы, которые окружают современных детей, имеющих практически неограниченный доступ к любым видам информации, несущей их.
  • Проявление насилия во всех возможных формах. Это начинается с обычных фильмов и заканчивается документальными съемками, которые размещаются на просторах интернета.
  • Интернет-зависимость и игромания - болезни нашей эпохи, которые отнимают у детей энергию, здоровье, формируют психические заболевания, так же содержат много насилия.
  • Навязывание товаров и услуг через рекламу, которая преследуют нас с вами на каждом шагу. А ее последствия - это изменение жизненных ценностей [1].

Отдельно хотелось бы рассмотреть такую угрозу, как соци­альные сети. Данный вид оказывает свое негативное влияние не только на детей, но и в равной степени на взрослую часть населения. По данным опроса фонда «Общественное мнение» (ФОМ), проведенного в декабре 2015 года, только 10 % детей старше 6 лет не пользуются социальными сетями. Данный факт является поводом для беспокойства [1]. В процессе взросления, у человека формируются определенные черты характера, присущие только ему, происходит становление личности. Кроме того, каждый совершенствует навыки, необходимые для полноценного существования в обществе. Поэтому, если мы хотим видеть в себе или своем ребенке здоровую и полноценную личность, то социальные сети не будут этому способствовать, а в большинстве случаев будут препятствовать. Если же брать во внимание, что социальные сети стали не только нашим инструментом для общения с родственниками из дальних уголков страны, но и большим хранилищем разнообразного контента, то без должного контроля мы его потребляем в неограниченном количестве. Это является еще одним негативным фактором, который будет играть против нас. Не говоря уже о том, что мы теряем много времени, находясь «онлайн». Конечно, если все пользуются социальными сетями, то для удовлетворения потребности в элементарном общении, чело­веку приходится тоже обращаться к ним. Но не стоит подходить к этому вопросу безответственно. Использование социальных сетей можно отнести к подписанию договора, выполнение которого ведет к непредсказуемым последствиям. Психологи выделяют несколько негативных последствий неконтролируемого использования социальных сетей. К ним можно отнести:
  1. Появление зависимости. Человек получает удовольствие от того, что кто-то написал ему или прокомментировал его заметки.
  2. Снижение продолжительности концентрации внимания. Это негативно сказывается и на нашем мышлении.
  3. Информационная зависимость. Социальные сети это кладовая новостей, которая не содержит в себе полезных вещей, но в силу того, что мы привыкли получать информацию, наше желание будет только расти.
  4. Стресс. Постоянная смена эмоциональных впечатлений плохо сказывается на нашем голове. Мозг сильно утомляется, и организм начинает испытывать стресс.
  5. Бессмысленная активность. Объединяя все предыдущие пункты, можно сделать вывод, что мы используем свои интеллектуальные возможности впустую, что ведет к их снижению [1].

Все это лишь часть того, что угрожает нам с вами и в особенности слабой психике современных детей. В подтверждение выше перечисленных пунктов, нами был проведен небольшой эксперимент. Мы решили узнать, какое влияние оказывают социальные сети на скорость мышления у подростка. Суть данного эксперимента заключалось в том, что группе школьников из 10 человек, учащихся в 8 классе, предлагалось решить 3 математических примера, которые входили в курс математики, но имели некоторые усложнения или ошибки. На данном этапе отводилось на работу 10 мин. На следующем этапе каждому ученику предлагалось сесть за компьютер и заняться тем, что они сами захотят, в том числе и общение в социальных сетях. Этот этап имел продолжительность в 40 мин. После чего происходило повторение 1 этапа с обновленными заданиями. В результате данного исследования выяснилось, что на 1 этапе 7 из 10 учеников справились с заданиями на 100 %, 2 ученика выполнили два задания и 1 ученик справился только с одним заданием. Однако, когда были проверены результаты 3 этапа выяснилось, что из 7 учеников со всеми заданиями справилось только пятеро. Из 2 учеников, которые справлялись с двумя заданиями, 1 не справился с примерами вообще. Результаты остальных учеников так же не являются полноценными.

Нельзя с уверенностью сказать, что была выявлена точная зависимость между компьютером и процессом мышления, для более наглядных результатов требуется увеличить количество участников, с разделением на несколько классов. Однако, мы считаем, что полученный результат является подтверждением того, что всемирная сеть несет в себе негативные последствия, которые влекут за собой снижение внимание у ученика, усталость и нежелание заниматься какой-либо деятельностью. Страшно представить, что будет через 5-10 лет, если уже сейчас довольной простой эксперимент приводит к таким результатам. Нельзя точно предугадать какие масштабы приобретет данная проблема, поэтому стоит уже сейчас принимать меры, по защите нас и последующих поколений от существующих опасностей. Не стоит ждать, когда сознание детей будет настолько деформированной, что, в конечном счете, мы придет к полнейшей деградации общества. Но возникает вопрос, а как, же нам защититься от этой ненужной информации? Конечно же, нужен контроль со стороны родителей. Главное, что они должны помнить: никто не защитит детей лучше вас самих. Помните, что сидя за компьютером или перед телевизором, читая журналы и даже слушая плеер, ребенок подвергается очень жесткому информационному давлению. Кто и какие установки внедряет в его сознание через потоки этой информации - предугадать трудно [3].

На основании проведенной работы, мы пришли к тому, что следует соблюдать ряд простых правил, которые позволят уменьшить возможные последствия.
  1. Необходимо строго разделить время на труд и отдых. Не стоит прерываться во время работы или учебы для того, чтобы лишний раз зайти в социальную сеть и заняться посторонними делами.
  2. Обязательно нужно контролировать время препровождения за компьютером, планшетом или телефоном. Время летит быстро, особенно когда проводишь его за гаджетом. Не стоит забывать, не все то хорошо, что хорошо выглядит.
  3. Если не можете справиться с проблемой сами, то следует обратиться за помощью к специалисту. Ни для кого не секрет, что интернет зависимость - это болезнь. Порой тяжело осознать, что вы больны, но если вы заметили это за собой или своим ребенком, то следует принимать меры.

Данные правила стоит соблюдать как взрослым людям, так и детям, причем во втором случае необходим контроль со стороны родителей. Не думайте, что ребенок сам может во всем разобраться, лучше действуйте сами. Разговаривайте со своими детьми о высоком и хорошем, проводите с ними больше времени, ведите себя правильно и будьте для них примером для подражания. И только тогда вы сможете защитить здоровье своего ребенка от лишних угроз. Вырастить здоровую личность сейчас становится гораздо труднее. И тем ответственнее ваша миссия как родителя.

Список использованной литературы
  1. Акопов А. Ю. Свобода от зависимости. Социальные болезни личности. СПб.: Речь, 2008.
  2. Левченко А. О. Дети онлайн: опасность в сети. М.: Изд-во «Э», 2015.
  3. Краснова С. В. Как справиться с компьютерной зависимостью. М.: Эксмо-Пресс, 2008.

Рассматривается негативное влияние информационных технологий на человека. В исследовании рассматривается влияние интернета на мышление человека.
Ключевые слова: информационные технологии, социальные сети, информационные угрозы.


Д. Г. Царелунга
Категория: 3 | Просмотров: 1414 | Добавил: GOD
Всего комментариев: 0